Блог
Закупки

«Слово честное, купеческое» или самая надёжная гарантия на Руси

Мало кто из современных россиян не слышал о купцах. Ещё бы! Сколько увлекательных историй и легенд о них рассказано — уму непостижимо. Всему виной насыщенный и полный приключений образ жизни: извечные поездки в разные города, регионы, а то и за тридевять земель — в другие страны.

Но как же торговцы прошлых лет заключали меж собой сделки в те далёкие года? Современные бизнесмены располагают целым перечнем гарантий надёжности: от банковской платёжки до личного юриста. А как всё происходило раньше?
Сложно поверить, но русские купцы обходились лишь крепким рукопожатием, да честным словом.
И ведь работало! А если торговец не сдерживал обещание, то и бизнес для него сразу заканчивался. Но обо всём по порядку :)

Всем привет! На связи команда сервиса «Купец».

Занятный факт: русский драматург Александр Николаевич Островский очень хорошо знал купеческую среду изнутри. В его пьесе «Бесприданница» приведён любопытный диалог на эту тему:
— Ну, хоть поплачь со мной вместе!
— Не могу, ничего не могу.
— И у тебя тоже цепи?
— Кандалы, Лариса Дмитриевна.
— Какие?
— Честное купеческое слово.
Казалось бы, ничего особенного. Но если вдуматься, то вдруг осознаёшь, насколько верным и надёжным когда-то считалось слово купца — крепче, чем кандалы.

Почему же торговцы так дорожили устными обязательствами? Можно выделить две основные причины:

1. Набожность и преданность традициям.

Представители купечества были глубоко верующими людьми. Заключив успешную и прибыльную сделку, многие из них сразу же отправлялись в храм поблагодарить Всевышнего — это считалось нормой. Столь трепетное отношение к религии закладывалось с первых лет жизни: это и соблюдение поста, и посещение церковных служб, и следование христианским заповедям. Среди последних есть одна особенная: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» или по-простому — «не обманывай». Вполне очевидно, что будучи набожными, купцы считали нарушение законов божьих омерзительным поступком, а потому стремились вести дела честно.

2. Поддержание репутации и боязнь санкций со стороны «коллег по цеху».

Торговцы прошлых лет никогда не работали с кем попало. Если о том или ином купце шла молва, что он кого-то обманул, то сделок с этим человеком не заключали — себе дороже. А молва распространялась стремительно и заставляла с ней считаться: в те времена не было ни Интернета, ни ТВ, а вот «сарафанное радио» — пожалуйста :) Лишившись репутации, купец с позором исключался из гильдии, терял возможность зарабатывать деньги и, как следствие, становился банкротом.

Есть и третья причина. На весомую не тянет, но тем не менее: многие начинающие купцы были безграмотны, поскольку выросли в простых крестьянских семьях. Для таких людей честное слово значило гораздо больше, чем бумажка с кучей символов.
История А. П. Бугрова описывает силу купеческого слова наиболее ярко. Бугров был купцом и очень хотел выиграть прибыльный подряд, но вот незадача: с собой у торговца было менее 10 000 ₽, а внести требовалось 20 000 ₽, без промедлений. Что же он предпринял? Побежал на базар, снял с себя шапку и стал поочерёдно подходить к другим купцам с просьбой дать денег в долг под честное слово. Вы удивитесь, но люди охотно помогли коллеге собрать недостающую сумму. А сейчас мы удивим Вас ещё больше: выиграв подряд, г-н Бугров вывел всё в оффшор и растворился вернулся на тот же самый базар и… раздал все долги. Он просто подходил к купцам и спрашивал, сколько те положили в его шапку, а торговцы честно отвечали.
Вдобавок к купеческому слову существовал интересный обычай рвать открытку пополам. Обычно к нему прибегали в ярмарочные дни, когда опытные купцы выдавали кредиты новичкам. Одна половина открытки оставалась у кредитора, а вторую заёмщик забирал вместе с деньгами: если через год он по каким-то веским причинам не сможет приехать на ярмарку, то пришлёт вместо себя человека с половинкой открытки. Дескать, сам я не явился, но про обещание помню — всё верну.

Сейчас такое сложно даже вообразить — сказка, да и только. Современный бизнес едва ли может обойтись без платёжных поручений, доверенностей и печатей, но даже они, зачастую, успешно подделываются.

Команда нашего сервиса призывает всех клиентов заключать сделки с честью и по совести. В конце концов, когда в бизнесе царит доверие, это позволяет тратить время и ресурсы не на судебные тяжбы, а на развитие и обогащение — выигрывают все.

В «Купце» мы очень внимательно следим за безопасностью. Чтобы минимизировать количество инцидентов с нарушением обязательств и аферами, наша команда тщательно собирает и фиксирует информацию обо всех клиентах.

Оставайтесь с нами, здесь безопасно. Даём Вам слово «Купца» :)